C началом учебного года многие дети открывают для себя новый опыт социализации- кто-то пошел в сад, кто-то в школу. В ситуации адаптации к новым условиям родители могут помочь своим детям пройти её более спокойно. Медицинский психолог нашего стационара Короткова Полина Юрьевна рассказывает, как это можно сделать.
Начнём с того, что нет одного совета для всех, нет одной волшебной таблетки, которая сработает у всех одинаково. Так происходит и с нашей психикой. Эти советы в большей степени подойдут для тех детей, кто наиболее восприимчив, тревожен и имеет сложности в установлении коммуникативных связей, а также с низкой стрессоустойчивостью.
Если вы заметили, что у вашего ребёнка стал беспокойны сон, снизился аппетит, повысился уровень тревоги и агрессии, ребёнок стал проявлять несвойственные ему формы поведения (включая регресс), частые заболевания – это звоночек о помощи.
Что можно сделать самостоятельно:
- Легализовать проявление агрессии - вместе рисовать рисунки руками, отображая свое настроение, комкать, рвать бумагу, мять глину, пластилин, дать возможность ребёнку проявить свое напряжение вместе с вами, зная, что вы его поддерживаете. Важно вместе с ребёнком озвучивать его чувства, помогать ему осознать, что сейчас происходит - я вижу, что ты сейчас злишься, расстроен.
- Сейчас есть много современных сказок, помогающие ребёнку услышать чужой опыт спокойного привыкания к садику и школе (например, сказку про девочку Конни можно слушать).
- Через игру дети рассказывают все сами, главное уметь слушать. Проиграйте с ними через их любимые игрушки, персонажи истории из их нового опыта.
- Можно сочинять песни и стихи- петь перед сном, что будет в садике, школе, здесь не важна рифма, важен лишь ваш весёлый настрой и увлекательность вашего текса. По пути в садик и школу можно вместе с ребёнком сочинять истории о встрече с новым днем.
- И самое простое, но и самое главное - это тактильность. Игры, массажи, пальчиковые упражнения, которые позволяют ребёнку именно чувствовать ваш контакт. В период адаптации важно увеличить количество словесных и тактильных поглаживаний, но учитывая изначально сенсорный порог и личностные особенности вашего ребенка.
В случае длительного сохранения симптома, важно понимать, что адаптивные механизмы ребёнка не справляются, поэтому нужна помощь и консультация невролога, психолога.
Пусть новый учебный год будет полон открытий для вас и ваших детей. И следуем наставлениям Карлсона: «Спокойствие и только спокойствие»!